Блог
Оставить заявку

Геймификация: перевод бизнеса в игровую форму

Играть на рабочем месте — это законно? Да, если это геймификация — применение игровых механик в неигровом контексте. Она стала трендом в образовании и воспринимается многими, как увлекательная игра с поощрениями и наказаниями. Но есть важное отличие: геймификация направлена не на развлечение, а на решение бизнес-задач, «устранение багов» в системе, например:

  • В маркетинге. Повышает уровень обслуживания клиентов, а значит, и лояльность к бренду
  • В продажах. Рекламные квесты способны поднять средний чек, привлечь и удержать покупателей, создать мощную волну «сарафанного радио»
  • В HR. Облегчает процедуру подбора персонала.
    • Кандидатам предлагается пройти квест или тест, а HR-специалисту остаётся изучить рейтинг, отобрать достойных и пригласить их на очную беседу;
    • Ускоряет адаптацию. Новички быстрее вливаются в работу, а успешность адаптации снижает текучку и сокращает расходы на поиск работников;
  • В E-Learning. Повышает внутреннюю мотивацию персонала к обучению. Игры упрощают восприятие информации и её запоминание, становятся площадкой для дистанционного обучения и отработки полученных знаний.

Основные игровые механики для геймификации рабочих процессов

Компьютерные игры сравнимы с зависимостью: азартные люди склонны проводить в них долгие часы и даже отказывать себе в еде и отдыхе. Причина такой увлеченности процессом состоит в сочетании целого ряда игровых механик. Они же используются и для решения бизнес-задач:

  • Персонаж и его «прокачка». Стимулирующий элемент, который используется в сочетании с присвоением званий и бейджей за достижения;
  • Уровни и статусы. Переход на следующую ступень, получение нового задания-вызова подталкивает пользователя быть активным. Механика, подходящая для адаптации, продвижения по карьерной лестнице и вовлечения в обучение;
  • Награды. Потратив 10−15 минут на звонок клиенту или заполнение бумаг, человек получает маленькое, но приятное поощрение. Это стимулирует рост производительности труда и снижает прокрастинацию;
  • Обратный отсчёт и тайминг. Некоторые задачи актуальны в короткий промежуток времени. Эта механика заставляет сотрудников не откладывать решение вопросов на неопределенный срок.
  • Рейтинги. Своеобразная «доска почета», где пользователь занимает позицию, заслуженную по итогам работы за месяц. Отличный способ отслеживания собственного прогресса, прогресса коллег и создания здоровой конкуренции в коллективе.

Плюсы и минусы геймификации

Внедрение геймификации имеет много положительных сторон:

  • Мотивирует персонал. Взрослые — большие дети, поэтому игрофикация привлекательна для многих работников. Наличие системы наград подталкивает их к покорению новых высот;
  • Геймификация применима для большинства бизнес-процессов: от производства болтов и гаек до их продаж и не только;
  • Создает реальные ситуации в виртуальной среде. Игрок проходит тренировку в приложении перед встречей с рабочей задачей в жизни. С пользой для себя, без вреда для окружающих.
  • Развивает корпоративную культуру и сплоченность команды. Игровые приёмы помогают привить корпоративные ценности, а онлайн-режим позволяет проводить соревнования между филиалами или подразделениями одной компании, что объединяет коллектив на борьбу против «конкурентов».
  • Упрощает процедуру контроля и оценивания. Оценка эффективности работников HR-службой проходит без особых временных затрат и стрессов.
  • Есть возможность использования лайт-версии игры без крупных финансовых вложений в графику, множество механик и персонажей.

Но у геймификации есть несколько недостатков:

  • Требует масштабной предварительной работы по сбору задач компании, её потребностей, характеристик команды и интересов.
  • Не востребована коллективом, если нарушаются условия труда, либо не учитываются его интересы. Работники возраста 50+ вряд ли будут заинтересованы в прохождении игры, основанной на сюжете молодежного научно-фантастического фильма.
  • Специфика определенных профессиональных областей, где результативность не измеряется числами, вызывает сложности для включения в них игрофикации (творческие профессии и креативные направления)
  • Геймификация с качественной графикой и набором разнообразных механик требует серьёзных затрат.

Как запустить геймификацию в бизнесе

Благодаря геймификации в организации рабочие обязанности включаются в игровой процесс, и между ними соблюдается баланс. Менеджер сделал звонок – получил бонус, провел время за обучением – открыл следующий уровень.

Чтобы эта технология исполнила своё предназначение, при её создании необходимо:

  1. Определить задачи, которые требуется решить: обучение персонала, контроль над их деятельностью, повышение мотивации и другие;
  2. Оцифровать задачу по модели SMART: она должна быть измеримой, выполнимой и соответствовать должностным обязанностям. Например, миссией для отдела продаж станет увеличение объема продаж на 10−20%, более высокие цифры могут оказаться невыполнимыми;
  3. Определить формат геймификации: работа команды происходит в привычном режиме, но с новыми элементами учета и поощрения, или в формате с полным погружением в игровую среду, разработкой уникальной корпоративной культуры;
  4. Продумать игровую среду, с учетом идей и ценностей организации: фантазийный или реальный мир, сюжет известного фильма или онлайн-игры, которой увлечены сотрудники компании;
  5. Продумать механики. Особенно важно это для тренажеров и симуляторов.

Все материалы передаются разработчику, который добавляет интерактивности, развивает идею и воплощает её в виде приложения.

Кейсы геймификации «Лабмедиа»: примеры игр для сотрудников крупных компаний

Геймификация рабочих процессов. Game of Homes для Банка Хоум Кредит

Игрофикация для Банка — не новшество. На основе ранее существовавшей игры была создана новая игровая вселенная по мотивам известного ТВ-сериала с программой мотивации и прозрачной системой оценки эффективности для повышения вовлеченности сотрудников.

  • Локация.

    Королевство «Банк Хоум Кредит», которое делится на дома и фракции (филиалы). Противостоит ему Королевство «Зима» и его подданные — ходоки.

  • Прокачка персонажа.

    За успешное прохождение блиц-опросов (бои с ходоком), личных заданий игрок получал вознаграждение. Провал — изгнание из Королевства в статусе «одичалого».

  • Система обещаний.

    Игрок ставил перед собой обещания, связанные с его обязанностями. Выполнил обещание — получил награду — потратил в виртуальном или реальном мире.

  • Возможность обучения

    и получения необходимой для работы информации в «Цитадели знаний»

  • Ивенты.

    Проведение сезонных квестов и состязаний между сотрудниками на знание продуктов и услуг банка.

Геймификация в управлении персоналом. Симулятор ПИКов в Burger King

Руководство компании трепетно относится к репутации и старается удерживать уровень обслуживания на высоте даже в часы большого наплыва клиентов. Поэтому новички обучаются на симуляторе ПИКов, который позволяет

  • отработать скорость принятия решений в сложных ситуациях;
  • отработать приемы ускорения обслуживания;
  • оценить ориентировочное время выполнения различных процессов.

Симулятор выдает случайный набор условий, поэтому каждое прохождение — увлекательный квест, подготавливающий работников к реальным жизненным ситуациям.