Узнать подробнее

Геймификация: как повысить мотивацию сотрудников к обучению


В эпоху «большой текучки» и новых моделей работы, растет спрос на онлайн-образование и курсы. Компаниям необходимо приобретать таланты, бороться за удержание квалифицированных кадров, ищущих дальнейшего развития и новых задач. Здесь на помощь приходит геймификация обучения персонала. Что такое игрофикация, как влияет на получение знаний, как может повысить вовлеченность и мотивацию — обо всем вы узнаете в этой статье.

Геймификация в обучении персонала — что это?


Геймификация обучения в компании — это внедрение игровых механик в процессы, связанные с получением знаний, тренировкой навыков.

Компании внедряют механики геймификации в курсы профессионального развития сотрудников, чтобы в привлекательной игровой форме передать теоретические, практические знания, или объяснить сложные волнующие темы.

Такой подход поддерживает процесс образования за счёт вовлечения пользователя в решение задач, которое сопровождается игровыми элементами. Приобретение знаний выливается в рост продуктивности работника.

Стоит помнить, что между геймификацией и игрой существует разница. Результатом внедрения геймификации в обучение должно стать изменение поведения сотрудников в работе. Например, избавление от совершения типичных ошибок, приобретение новых навыков, повышение эффективности и т. д. Игра, в свою очередь, замыкается на себе: внутри неё всё нацелено на достижение внутренних целей, а не на изменение реальности (настольные игры, ролевые игры, тренажёры и бизнес-симуляторы).

Основные принципы геймификации обучения сотрудников


Чтобы геймификация обучения персонала приносила желаемые результаты и поддерживала работников в процессе получения знаний, при её внедрении необходимо учитывать несколько основных принципов.

1. Мотивация

Какой-либо вызов, который подтолкнёт человека самостоятельно справиться с задачей и получить от этого удовольствие. Без понятной мотивации есть высокая вероятность, что сотрудник не пройдёт обучение до конца. Поэтому ещё перед его запуском стоит продумать способы поддержания интереса пользователя на протяжении всего обучения: прокачка характеристик, рейтинги, бонусы, призы и другие виды поощрений.

2. Статус

Этот принцип связан с различными индикаторами прогресса пользователей. Новые уровни, повышение сложности и значимости выполняемых заданий, а также продвижение вверх по рейтинговой таблице помогают сотрудникам почувствовать свою важность, поддерживают стремление развиваться и формируют положительный настрой на продолжение обучения и качественное выполнение рабочих процессов.

3. Вознаграждение

Любое старание должно поощряться. Внутриигровая валюта, бейджи, премии, физические награды считаются не только приятным бонусом геймифицированного обучения, но и способом поддержания мотивации и вовлеченности в процесс до самого конца. Но стоит помнить, что не каждое вознаграждение может быть ценным и актуальным для всех сотрудников. Поэтому никогда не стоит игнорировать анализ целевой аудитории и её потребностей перед началом обучения.

Геймификация обучения персонала в крупных компаниях: когда её стоит внедрять


Игрофикация заключается не в том, чтобы играть в игры и видеоигры на тренингах, а в том, чтобы использовать эффективный способ побуждения людей к действию. Поэтому сначала вам нужно знать, к чему вы хотите их побудить и какова цель.

Также, нет смысла мотивировать людей на участие в онлайн и офлайн образовательных курсах, которые неактуальны с точки зрения их положения (должности, обязанностей). Это пустая трата времени как работника, так и работодателя.

Обман не окупается, поэтому не стоит искусственно убеждать людей стремиться к знаниям. Показывая им, как и почему новые профессиональные компетенции могут привести к их развитию и карьере, они почувствуют подлинную мотивацию действовать в этом направлении.

Оценка эффективности метода


Помните, что процесс заключается не в том, чтобы играть в игры, а в том, чтобы мотивировать людей выполнять определённые действия. При оценке эффективности геймифицированного тренинга следует смотреть на его цели и задачи. Например, задачей было повысить показатель (наполнение чека, средний чек, качество выполнения операции и т. д.). Оцените показатель после проведения тренинга в игровой форме.

Отслеживайте обратную связь — вовлеченность, заинтересованность, или, наоборот, наличие отторжения. Если отторжения нет, люди готовы воспринимать обучающий контент в игровой форме — значит, методика работает и приносит пользу.

Плюсы и минусы игрофикации образования


При разработке геймифицированных учебных курсов следует учитывать и уравновешивать их содержание, чтобы участники могли найти интересный контент. Внедрение уровней, значков, таблиц лидеров — увеличит вовлеченность в краткосрочном периоде. В случае долгосрочного изменения это мотивирует пользователей, любящих достижения, соревнования и конкурентную среду.

Основные плюсы методики:

Универсальность — применимо для всех сфер деятельности: производство, продажи, контроль качества, научная деятельность и т. д.

Отличная мотивация. Игровая форма — это весело и нескучно

Повышает командный дух, укрепляет корпоративную культуру

Виртуальная тренировка оттачивает практические навыки

Легко оценивать и контролировать

Чрезмерное наполнение тренинга игровыми механиками может привести к обратному результату и вместо увлекательного курса участники приобретут утомительный опыт. Необходимо поддерживать равновесие при внедрении технологии. Человек будет привлечен и мотивирован учиться на ошибках и последствиях, вознаграждаясь за избежание опасностей. Другим потребуется больше положительных стимулов. Если сделать упор на конкуренцию, может оказаться, что большая часть людей разочаруется в процессе, так как им нудно взаимодействие с группой, с которой они могут сотрудничать, не соревнуясь за абстрактные точки.

Минусы методики:

Нужна подготовительная работа по выявлению бизнес-целей, исследование типов личности сотрудников.

Сложно внедрить там, где нет четких числовых показателей.

Зависимость от аудитории — например, сложно внедряется среди работников старшего возраста.

Разработка детализированного кейса потребует финансовых затрат, времени и квалификации. Большая разница между дорогим и дешевым кейсом.

Кейсы геймификации обучения персонала через BoxBattle: примеры игр для сотрудников крупных компаний


Представляем успешные примеры геймификации обучения персонала, которые внедрялись через BoxBattle* в последние годы:

Соревнуйся и запоминай: вовлекаем в процесс закрепления информации

Компания Сингента проводила для своих сотрудников очное обучение по новым продуктам. Информацию нужно было ненавязчиво и нескучно закреплять, причём как во время мероприятия, так и после.

На платформе BoxBattle были созданы несколько тематических арен с боями-викторинами, которые превратили процесс обучения в соревнование. Сотрудникам компании Сингента предстояло не только стать лучшими в личном рейтинге, но и защитить честь своего подразделения.

Для мотивации игроков был создан набор из 10 достижений, визуально обыгрывающих как тему обучения. Игроки собирали во внутриигровую коллекцию боевые овощи и воинственные яблоки.

По итогам 8 дней активных сражений на Аренах в BoxBattle мы получили от компании Сингента положительную обратную связь по решению главной задачи: эффективно закрепить информацию, полученную во время очных тренингов в лёгкой игровой форме.

«+1 балл» — запоминаем информацию через бои-викторины

В 2021 году один крупный российский банк проверял гипотезу: бои-викторины эффективнее подготавливают сотрудников к тестированию по новым знаниям.

1000 участников должны были изучить материал и подготовиться к итоговому тестированию с помощью отработки знаний в боях-викторинах на платформе BoxBattle.

Подразделения банка поделили на 3 группы:

1.  Те, кто не участвует в боях-викторинах на BoxBattle

2.  Те, кто по результатам игр на платформе получат корпоративную валюту

3.  Те, кто замотивирован только получением знаний

Оценка итогового тестирования осуществлялась по 6-балльной шкале. По результатам теста сотрудники из групп № 2 и № 3 справились на 1 балл лучше, чем те, кто не принимал участия в активностях на платформе. Таким образом, проверяемая гипотеза подтвердилась: использование боёв-викторин на BoxBattle увеличило эффективность обучения на 20%.

Эти примеры геймификации для сотрудников охватывают образование, управление и оттачивание рабочих навыков. Тоже хотите повысить приверженность и мотивацию сотрудников? Интересно, решение для вашей организации в области игрофикации? Обращайтесь к нам, мы позаботимся о технических средствах и соответствующих инструментах.

* Проект реализуется с участием поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям)



Автор статьи: Брагина Анна