Узнать подробнее

Корпоративное обучение персонала: что это и как работает


Будущее компании зависит от умения её руководства и персонала своевременно реагировать на вызовы и адаптироваться к новым условиям работы. Справиться с поставленными задачами поможет система корпоративного обучения.

Что такое корпоративное обучение и зачем оно нужно?


Корпоративное обучение персонала – это инструмент повышения профессионального уровня сотрудников компании и  их интеграции в коллектив. В техническом плане оно представляет собой отдельные занятия или целые курсы, направленные на передачу знаний и развитие профессиональных навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами.

Корпоративное обучение полностью ориентировано на практический результат. Учебный процесс помогает обновить алгоритмы производства товаров и услуг с учетом современных технологий и стандартов. Инвестиции в человеческий капитал в среднесрочной и дальнесрочной перспективе не только окупаются, но и обеспечивают компании эффективность, необходимую для выживания в условиях жесткой конкуренции.

Преимущества корпоративного обучения


Крупные компании постоянно наращивают инвестиции в человеческий капитал, повышая профессиональный уровень работников и руководителей. В палитре инструментов достижения обозначенных целей, корпоративное обучение занимает особое место благодаря следующим преимуществам:

  1. Повышение квалификации сотрудников. После прохождения тренингов и курсов заметно повышается результативность работы. Персонал осваивает экономные способы производства товаров и повышает качество услуг. Капитализация компании растет без привлечения больших инвестиций на закупку основных средств.

  2. Повышение лояльности сотрудников. Повышение квалификации позволяет работникам получить психологическое удовлетворение. Их профессиональный уровень растет и перед ними открываются новые карьерные перспективы.

  3. Поиск перспективных кадров. Компании могут использовать курсы подготовки для отбора перспективных кадров среди учеников. Во время учебы человек показывает свой интеллектуальный уровень, умение решать практические задачи и навыки работы в коллективе.

Недостатки корпоративного обучения


Внедрение корпоративного обучения может не дать ожидаемого эффекта для компании и ухудшить психологический климат в коллективе. Риски реализации негативного сценария связаны с недостатками учебного процесса:

  1. Зависимость обучения от предубеждений руководителей. Менеджеры высшего звена самостоятельно обозначают приоритеты подготовки кадров. Иногда им приходится это делать в условиях дефицита информации и неверных представлений о производственных процессах.

  2. Нарушение личного пространства сотрудников. Некоторым сотрудникам хочется провести свободное время с семьей, а не на работе, но отказ от прохождения дополнительных курсов может ухудшить репутацию работника в компании. Поэтому часто им приходится соглашаться с мнением начальства против своей воли. Результативность такого курса будет низкой.

  3. Сложность подготовки курсов. Часто компаниям приходится разрабатывать курсы с нуля, ориентируясь на собственное понимание целей обучения. По мере получения опыта способы подачи совершенствуются, но прогресс может идти слишком медленно с растратой значительных сумм.

Кто проводит корпоративное обучение?


Существует несколько способов организации корпоративного обучения. Выбор подходящего варианта зависит от бюджета организации, целей и других обстоятельств.

  1. Штатный тренер. Подходящий вариант для компаний с большим бюджетом. Штатный тренер в курсе специфики бизнес-процессов компании и результатов предыдущих учебных циклов. С каждым новым курсом он получает дополнительный опыт и корректирует курс с учетом новых обстоятельств. Кроме того, наем штатного тренера снижает риски корпоративного шпионажа. Иногда его обязанности распределяют между другими сотрудниками компании.

  2. Подрядчик. Организации могут нанять коучей для проведения разовых занятий или курсов. Основное преимущество – экономия денег на организации обучения. Привлечение сторонних коучей повышает риски утечки важной информации.

  3. Внутренние информационные ресурсы. Большие компании могут подготовить образовательную базу для повышения квалификации сотрудников. Для этих целей используют ролики, небольшие пособия и брошюры.

  4. Внешние информационные ресурсы. Электронные образовательные платформы помогут подготовить курс корпоративного обучения. Для работы нужны минимальные навыки обращения с программным обеспечением и подготовленный материал.

Формы корпоративного обучения персонала


Для передачи знаний и развития новых навыков применяют различные форматы корпоративного обучения. Некоторые из них используются в комплексе с другими для достижения максимального эффекта.

Вводное обучение

Базовая форма корпоративного обучения. К новому сотруднику приставляют ответственное лицо для проведения вводного инструктажа. Допускается проведение обучения в формате ответа на вопрос и просмотр роликов.

Инструктаж

Формат используется для периодического информирования и напоминания сотрудникам о базовых правилах техники безопасности, принципах корпоративной культуры и обращения с новым оборудованием. Для инструктажа по охране труда привлекают лиц со специальным образованием.

Стажировка

Формат обучения направлен на развитие и закрепление навыков длительностью до одной недели. Сотрудники предприятия проходят стажировку под руководством наставника, который руководит процессом и выставляет оценки.

Тренинг

Популярный метод развития практических навыков. Во время тренинга участники мероприятия разбирают рабочие ситуации, анализируют действия участников и получают рекомендации. На занятиях отрабатывают навыки ведения переговоров, мобилизации внутренних ресурсов, публичных выступлений и т.д. Для проведения тренингов часто приглашают высокооплачиваемых коучей. Результативность занятий компенсирует их стоимость.

Очное обучение

Комплексный формат, который включает в себя другие виды и методы обучения. Незаменим для укрепления командного духа и передачи опыта. Непосредственный визуальный контакт помогает установить доверительные отношения и погрузить слушателя в учебный процесс.

Ротация

Разновидность стажировки, которую применяют для расширения горизонтов понимания персонала бизнес-процессов компании. Благодаря ротации, сотрудники изучают специфику работы других отделов.

Наставничество

Для поэтапного повышения уровня квалификации сотрудников часто используют формат наставничества. Он предполагает установление продолжительных отношений между опытным сотрудником и новичком. Формат наставничества помогает реализовать потенциал работника и интегрировать его в коллектив.

Лекция

Традиционный формат корпоративного обучения. На лекции преподаватель объясняет сложные процессы, знакомит слушателей с тезисами статей, организовывает небольшие дискуссии. Занятия транслируют на аудиторию или же записывают на накопитель для пополнения библиотеки учебных материалов. Часто лекции используют вместе с другими форматами, ориентированными на развитие практических навыков.

Семинар

На семинарах преподаватели обсуждают со слушателями теоретический материал и практические вопросы. Иногда формат включает в себя элементы лекции. Корпоративные семинары проводят офлайн для повышения уровня вовлеченности слушателей и укрепления командного духа.

Дистанционное обучение

После начала пандемии формат дистанционных лекций и семинаров начал набирать популярность среди организаций. В рамках курса проводят вебинары, онлайн-курсы и видеоуроки.

На что обратить внимание при выборе формата?


При выборе формата занятий учитывают цели, бюджет и результативность. Начальство может неверно оценить возможности и желание сотрудников принимать участие в постоянных тренингах. Интенсивная работа оставляет мало времени на личную жизнь, поэтому иногда после работы людям хочется побыть с семьей или заняться хобби. Важно чувствовать эти моменты при выборе формата и составления графика занятий. При подготовке тренинга нужно также учитывать психологическую совместимость участников. Не всем подходят форматы коллективного участия. Нужно продумать все вопросы, связанные с проведением занятий до их начала.

Подготовка курса


При подготовке курса корпоративного обучения важно учитывать нюансы. Рекомендуем подготовить план с описанием каждого этапа и следовать ему по пунктам.

  1. Обозначение целей. У курса должны быть конкретные цели. Если занятия направлены на укрепление корпоративного духа, содержательную часть можно разбавить различными задачами, не связанными напрямую с бизнес-процессами в компании. Для реализации практических задач нужно точно определить круг приоритетных компетенций. Цели обучения должны быть понятны организаторам и участникам мероприятия.

  2. Подбор методов. Проверенные методы иногда показывают низкую результативность из-за отсутствия подходящих условий. К примеру, продолжительный тренинг после работы в конце недели не вызывает энтузиазма. Компания нанимает талантливого тренера, он старается обучить полезным навыкам, но никто не может сконцентрироваться на предмете и думает, как побыстрее попасть домой. Другой пример – длинные лекции в формате онлайн в выходные дни. Практика показывает, что материал на таких занятиях усваивается плохо.

  3. Работа с мотивацией сотрудников. Сотрудники компании охотнее посещают занятия и принимают в них активное участие, если знают, как это повлияет на их карьерный рост. Перед началом презентации курса важно рассказать сотрудникам, чем он полезен для их профессиональной самореализации. На самом занятии можно провести кофе-брейк для повышения психологического комфорта участников. Позитивный эффект дают также небольшие опросы мнения сотрудников по поводу формата и длительности занятий. Участие в процессе принятия решений повышает интерес работников.

  4. Подготовка программы обучения. План занятий нужно изложить в виде документа с подробным описанием целей, форм и этапов проведения мероприятий. Это поможет сократить время на согласование и создать базу для подготовки следующих курсов.

Методы оценки эффективности


Для оценки результативности корпоративной системы обучения персонала используют комплексную методику, которая включает опросы и оценку влияния курсов на бизнес-процессы.

  1. Опрос работников. Для этих целей используют анкеты. В список вопросов вписывают пункты, касающиеся эмоциональных впечатлений, доступности учебных материалов и пожеланий.

  2. Оценка экспертов. Развернутая оценка специалиста поможет проанализировать влияние обучения на персонал и обнаружить зоны роста.

  3. Изменения в количественных показателях работы. Анализ результатов работы демонстрирует степень усвоения сотрудниками компании новых знаний и возможность применения их в интересах компании.

При анализе результативности курса важно учитывать все оценки. Иногда обучение плохо сказывается на психологическом климате внутри организации. В таком случае тренинги могут оказать негативное влияние на сплоченность коллектива.

Дистанционное обучение персонала на платформе BoxBattle


Электронная платформа BoxBattle имеет широкую панель инструментов для подготовки курсов дистанционного корпоративного обучения. Мы сделали основной акцент на повышении уровня вовлеченности аудитории. Для этих целей подготовили и внедрили решения с элементами геймификации учебного процесса.

Игровая атмосфера помогает позабыть на какое-то время о формальной стороне общения сотрудников с начальством и сосредоточиться на главном. Изложение материала проходит в формате квестов: сотрудник решает игровые задачи с интересной анимацией и получает новые знания.

В библиотеке платформы BoxBattle можно найти готовые материалы для организации корпоративного обучения. С ними работа над подготовкой курса проходит гораздо быстрее. Объем доступных материалов и опций зависит от тарифного плана (S, M, L). Платформа поможет вам повысить уровень подготовки сотрудников и укрепить корпоративный дух. Рекомендуем ознакомиться с примерами использования BoxBattle для обучения работников предприятия.

Автор статьи: Брагина Анна